Валовый региональный продукт Черноморья
На Черноморье приходилось 14% суммарного валового внутреннего продукта Украины и России (данные 1999 года, что ближе к реальному соотношению чем более поздние подсчёты).
Регион | 1999 год | 2011 год |
Белгородская область | 7,4 | 35,4 |
Курская область | 5,1 | 16,2 |
Республика Адыгея | 1,0 | 3,8 |
Краснодарский край | 22,9 | 85,1 |
Ростовская область | 14,9 | 52,7 |
Карачаево-Черкесская Республика | 1,0 | 3,4 |
Автономная Республика Крым | 6,0 | 9,7 |
Севастополь | 0,8 | 2,4 |
Днепропетровская область | 17,1 | 35,4 |
Донецкая область | 22,6 | 40,7 |
Запорожская область | 10,6 | 12,5 |
Кировоградская область | 3,0 | 5,1 |
Луганская область | 8,9 | 14,5 |
Харьковская область | 11,6 | 19,4 |
Николаевская область | 4,3 | 7,0 |
Одесская область | 9,6 | 15,5 |
Херсонская область | 3,3 | 4,7 |
Логично было бы сопоставить регионы России и Украины на 1991 год, до разделения экономик и валютных систем, но ЦСУ СССР нас такой возможности лишило: данные по ВРП регионов союзных республик не публиковались, хотя очевидно были в наличии. Разная валютная политика двух стран, всеприбывающая нефтяная рента, усиливающая экономическую мощь России, и зависимость экономики Украины от конъюнктуры на рынке черных металлов привели к всё большему расхождению соседних регионов России и Украины по уровню развития. При тесной экономической интеграции (либо каком-то ином состоянии, когда потенциал регионов Украины использовался бы в полной мере) такого расхождения не возникло бы, и соотношения размеров экономик Восточной Украины и Южной России не поменялось бы так сильно. Стало быть, потенциальные возможности Черноморья (при любых оптимальных условиях вне зависимости от вектора экономической интеграции украинской части) и состояние в условиях высокой интегрированности лучше отражают данные 1999 года, когда не было ни высокой нефтяной конъюнктуры (перелив финансов из Западной Сибири в остальные регионы России — признак нулевых годов XXI века), ни необратимой деградации сложных производств Донецко-Приднепровского экономического района.
В 1999 году 65% суммарного ВРП Черноморья производилось в 11 регионах Украины, и 35% в 6 регионах России. В 2011 году в 11 регионах Украины производилось только лишь 46% суммарного ВРП Черноморья (по паритету покупательной способности, приведенному к долларовому эквиваленту), в 6 регионах России производилось уже 54% ВРП Черноморья. В 1999 году доля Черноморья в суммарном ВВП России и Украины составляла 14,0% (150 млрд $ из 1,07 трлн $). В 2011 году доля Черноморья в суммарном ВВП России и Украины составила 10,5% (363 млрд $ из 3,46 трлн $); и произошло это исключительно за счёт «пробуксовки» экономики Украины. Доля 6 юго-западных регионов России в ВВП страны составляла 5,9% в 1999 году и 6,3% в 2011 году. Доля 11 юго-восточных регионов Украины в ВВП Украины за 1998-2011 год колебалась в пределах 50-53%.
Содержание
Производства ВРП по отраслям
Производство ВРП в промышленности
В промышленности (разделы С,D и E классификатора) производится 30% суммарного ВРП Черноморья. Промышленные области: Луганская, Днепропетровская, Донецкая, Курская, Белгородская, Запорожская (по доле промышленности в ВРП). Самые крупные производители промышленной продукции: Донецкая, Днепропетровская, Белгородская, Ротовская области и Краснодарский край. Также см, таблицу выше справа.
Производство ВРП при деятельности транспорта и связи
На транспорте производится 11% суммарного ВРП Черноморья. При подсчёте по паритету покупательной способности валют на Краснодарский край приходится треть из 40 млрд долл., производимых транспортом и связью в Черноморье. В порядке убывания произведенного транспортом ВРП регионы Юга России и Востока Украины располагаются так: Краснодарский край, Ростовская, Одесская, Донецкая, Днепропетровская, Белгородская, Харьковская, Курская, Луганская, Николаевская области, АР Крым, Запорожская, Кировоградская, Херсонская области, Севастополь, Адыгея, Карачаево-Черкесия.
ВРП, произведенный транспортом и связью, млрд. долл, ППС |
Основной ж/д перевозчик | Основные портовые города | |
Краснодарский край | 13,2 | Северо-Кавказская железная дорога | Новороссийск (порт) и др. |
Ростовская область | 5,3 | Северо-Кавказская железная дорога | Таганрог, Ростов-на-Дону |
Донбасс | 4,1 | Донецкая железная дорога | Мариуполь |
Приднепровье | 3,9 | Приднепровская железная дорога | Бердянск |
Одесская область | 3,7 | Одесская железная дорога | Одесса, Ильичевск, Южный |
Белгородская область | 2,4 | Юго-Восточная железная дорога | |
Николаев., Херсон., Кир. обл. | 2,0 | Одесская железная дорога | Николаев, Херсон |
Харьковская область | 1,9 | Южная железная дорога | |
Курская область | 1,7 | Московская железная дорога | |
Крым | 1,2 | Приднепровская железная дорога | Севастополь, Феодосия, Керчь |
республики Западного Кавказа | 0,2 | Северо-Кавказская железная дорога |
Хотя производство ВРП на транспорте сильно зависит от размещения штаб-квартир транспортных компаний и от наличия морских портов, объем перевозок железнодорожного и автомобильного транспорта зависит также и от площади региона (хотя больше от транзитной функции или местной добывающей промышленности). В общем, невозможно сопоставлять Ростовскую область площадью 100 тысяч км² и Кировоградскую область площадью 25 тысяч км² по продукции транспорта. Выше даны укрупненные регионы, сопоставление которых дает более или менее наглядную картину роли отдельных из них в производстве ВРП на транспорте.
Производство ВРП в сельском хозяйстве
В сельском хозяйстве производится 10% суммарного ВРП Черноморья. Ожидаемо, обширные регионы Юга России, исторически специализировавшиеся на многоотраслевом сельском хозяйстве, дают 10,6 (Краснодарский край) и 6,2 (Ростовская область) млрд долл. продукции сельского хозяйства (в пересчете по ППС) из суммарных 35,8 млрд долл. А индустриальные регионы Востока Украины, для которых сельское хозяйство — дополнительная отрасль (средневзвешенная доля сельского хозяйства в ВРП этих 5 областей — 5,1%), дают 6,3 млрд долл. продукции сельского хозяйства (в пересчете по ППС).
Пояснение к таблице справа: измерение соотношения сельскохозяйственной продукции по регионам на основе пересчёта курсов валют двух соседних стран по паритету покупательной способности менее надежно и менее оправдано, чем такое же действие в отношении промышленности и транспорта. По приводимой таблице можно совершенно точно оценить соотношения сельхозпродукции регионов Украины между собой и регионов России между собой. Доля сельского хозяйства в ВРП взята из таблиц, составленных в национальной валюте, и поэтому также не может вызывать сомнений (нет оценочного фактора (связанного с ППС) и нет отраслевого фактора (связанного с разной покупательной способностью денег в разных отраслях экономики)). Межгосударственные сопоставления же весьма условны и приводятся здесь скорее для того, чтобы не разрывать триаду «сельское хозяйство-промышленность-транспорт» (странно было бы умолчать о сельском хозяйстве).
Производство ВРП в отрасли, млн. $ (номинальное значение) | Доля сельского хозяйства среди продукции промышленности, с/х, транспорта и связи | ||
Сельское хозяйство | Промышленность, транспорт и связь | ||
Автономная Республика Крым | 373,4 | 1020,08 | 26,8% |
Севастополь | 0,8 | 153,86 | 0,5% |
Днепропетровская область | 615,1 | 6855,78 | 8,2% |
Донецкая область | 546,1 | 7203,58 | 7,0% |
Запорожская область | 423,2 | 2261,70 | 15,8% |
Кировоградская область | 371,5 | 799,68 | 31,7% |
Луганская область | 252,9 | 2820,57 | 8,2% |
Харьковская область | 492,0 | 2130,01 | 18,8% |
Николаевская область | 448,2 | 1091,53 | 29,1% |
Одесская область | 495,6 | 1450,92 | 25,5% |
Херсонская область | 440,3 | 747,77 | 37,1% |
Белгородская область | 1691,2 | 7238,39 | 18,9% |
Курская область | 690,6 | 3650,21 | 15,9% |
Республика Адыгея | 266,1 | 548,19 | 32,7% |
Краснодарский край | 4330,7 | 8975,68 | 32,5% |
Ростовская область | 2621,3 | 8356,89 | 23,9% |
Карачаево-Черкесская Республика | 320,2 | 647,88 | 33,1% |
Черноморье, сумма | 14379,11 | 55952,72 | 20,4% |
Номинальный ВРП и ВРП по ППС
В 2010 году обменный курс рубля к доллару составил 29,44 рубля за доллар; гривны к рублю — 7,94 грн за доллар. Средний за 2011 год курс рубля был равен 28,71 руб./долл., а средний курс гривны в 2011 году составил 8,79 грн/долл. Курсы по паритету покупательной способности в 2011 году составили 13,29 рубля за доллар и 3,85 гривны за доллар. Таким образом товар, приобретенный в России или Украине за 1000 долларов, стоил бы на мировом рынке более чем в два раза дороже.
Во всех отраслевых таблицах (таблицах производства ВРП по отраслям) есть одна и та же особенность: отраслевая структура экономик регионов образца 2010 года перенесена на объемы производства ВРП 2011 года. В некоторых случаях это может давать существенную погрешность (для регионов, сильно зависимых от конъюнктуры не рынке промышленной, сельскохозяйственной продукции или транспортных услуг, и как правило ещё и малых по размеру экономики), поэтому соотношения крупных регионов между собой можно считать действительными (это касается Краснодарского края, Ростовской, Донецкой, Днепропетровской, Белгородской областей), а для прочих только иллюстративными (показывающими соотношения без особой точности).
Как бы то ни было, использование ППС делает картинку более радужной для Украины. Доля 11 украинских регионов в суммарном ВРП Черноморья при исчислении по номинальным валютным курсам (в скобках — при подсчете по паритету покупательной способности с вышеизложенным нюансом): весь ВРП — 43,9% (45,9%), промышленное производство — 53,1% (55,4%), продукция отраслей транспорта и связи — 40,9% (42,5%), продукция сельского хозяйства — 31,0% (32,4%), продукция гостинично-ресторанного хозяйства 31,2% (32,6%).